Имеем: из
Зал на 400 мест
Сабвуфер активный EuroSound LOTUS 1800A - 600/1200Вт - 2шт.
Сабвуфер активный KL Acoustics DELTA 4115 - 500/1000Вт - 2шт.
Усилитель мощности NAG (NOVIK AMPLIFIER GROUP) MA-600 2х1200Вт (4Ом)
Сателит 3-полосный 500Вт 8Ом - 4шт.
Усилитель мощности NAG (NOVIK AMPLIFIER GROUP) RF-250 2х350Вт (4Ом)
Сателит 2-полосный 150Вт 8Ом (2шт)
Сателит 2-полосный 120Вт 8Ом (2шт)
Кроссовер стерео 2-полосный Wharfedalepro WPG-202
Схема включения усилителей мощности с 2-х полосным кроссовером. Низкочастотная секция из 4-х активных cабов нагружены от кроссовера полосой 30-200Hz Средне-высокочастотная секция из 2-х усилителей и 8-ми сателитов. Полоса 200-15000Hz http://www.novika.ru/amplifier/transistor.html Для подключения инструментов, микрофонов и озвучки сцены имеем:
Еще один пульт на 6 каналов для ведущего с микрофоном
Четырех-канальный компрессор
Четыре АС для мониторной линии 2-Way 12'' Vented Active Speaker Cabinets ALTO PS-4HA
Одна из которых подгоревшая Усилитель Vermona Regent 1060 используется в качестве прострелов с левого и правого краев сцены. Подключили с AUX 1-2 пульта. (изменения от 06.2015) Аппаратного Эквалайзера к сожалению нет!
1 схема включения микшера alto l-16 (не прижилась)
2 схема включения микшера alto l-16 (тоже не прошло)
3 схема подключения рабочая
В итоге мониторы подключил с AUX 1-2 (L-R)
Баланс инструментов устанавливаем на звуковой карте PreSonus AudioBox 1818VSL.
Входы 1-8
Выходы с AudioBox
Отдельно на зал порталы (выход 1-2) и
Отдельно на сцену мониторы (выход 3-4)
1. сундчек начинать с отстройки порталов: выключить портальный эквалайзер и выставить настройки кроссовера так,чтобы любимая форменная фонограмма звучала естественно.
Обращать особое внимание на то,чтобы вокал никаким образом не проникал в субы, иначе вы от гула на вокале не избавитесь никогда и ни чем. (Частота раздела кроссовера по низу не выше 140 Гц). 2. После этого включаете и чуть-чуть скорректируете портальный эквалайзер под живого вокалиста следующим образом:просите его спеть или поговорить в микрофон, причем эквалазер на ячейке пульта должен быть обязательно выключен. Таким образом вы получиль более-менее достоверный тракт, который обеспечит честное звучание практически любому инструменту без радикальной кастрации его пультовуми эквалайзерами. А это залог успеха правильного звучания сценических мониторов. 3.Затем отстраиваются мониторы. Надежнее всего работает техниика "ПРОСВИСТЫВАНИЯ". Вы ставите эквалойзер мониторов "в ноль" и просите вокалиста АККУРАТНО "потыкать" микрофоном в динамик. Появится обратная связь- свист, который необходимо вырезать мониторным эквалайзером. Не стоит рисовать ручками эквалайзера плавных кривых, лучше как можно точнее найти 1-2 частоты и вырезать радикально имннно их. Как правило 90% всех завязок это 1, 2, 4 кГц, 500-600Гц. не стоит напрасно кромсать низ и верх, там, как это не породоксально, ни чего не ведется. Когда свист убрали можно поднять уровень монитора довольно значительно, а это- залог любви к вам вокалиста (или вокалистки). 4. Вокальный микрофон ловит всю сцену и радикальным образом влияет на тембр и фазу практически любого инструмента, поэтому все инструменты отстраивать лучше при ВКЛЮЧЕННОМ И УЖЕ ОТСТРОЕННОМ ВОКАЛЬНОМ МИКРОФОНЕ. 5. Барабаны должны "ломить" но не заводиться, для этого на большой барабан (и по возможности альты) крайне желателен гейт. На малом барабане смело можно обойтись и без него. Если гейтов нет, тогда максимально приблизьте микрофоны к пластикам (1-1.5 см). Не надо бояться, хорошие микрофоны выдерживают это давление легко. Чтобы альты меньше гудели и не проходилось их сильно эквализировать, ставте микрофоны не перпендикулярно пластику, а под углом,причем под большим. Есть один старый трюк. Барабаны не обязательно должны БЫТЬ громкими, они должны КАЗАТЬСЯ громкими. Смело вырезате на большом барабане район 300 Гц, задирайте 3-5кГц и может 10кГц (для метелистов), на малом барабане эквализация ровная, кроме радикально поднятого верха 10-12 кГц. Альты не обязательно делать "ЖИРНЫМИ" если у вас нет гейтов. Смело кастрируйте им низкую середину (нечего им постоянно гудеть весь концерт ради 5-10 ударов по ним). Лучше навернуть им радикальный щелчек (ведь вы же не джаз озвучиваете, исходя из темы вопроса). Раньше шутили, что барабаны в роке должны звучать, "как удар палкай по голове, плюс огромный хвост от ревера". Щелкающие барабаны реально качают публику, не загрязняя при этом весь микс. 6. Бас гитара это тот самый инструмент, который тихо и незаметно, как Штирлец, замаскирует всю читабельность текста на вокале, потому, что как правило громко и внятно вокалисты орут отдельно взятые гласные буквы, а весть текст бормочут себе под нос в низкой тисетуре и мимо микрофона, при этом всячески стараются выбежать в зал, или встать рядом с порталом направив в него микрофон. Есть одно средство, надо ВЫКЛЮЧИТЬ порталы, включить басовый комбик, попросить басиста поиграть, а самому вниматетьно послушаль звук в зале, найти резонирующую частоту (гул) и вырезать ее НА КОМБИКЕ (а не на пульте). После этого надо ОЧЕНЬ ВЕЖЛИВО попросить басиста не задирать на комбике до упора 80 Гц. На пульте можно немного выделить 800 Гц , чтобы бас-гитара лучше склеилась с простыми гитарами. Есть еше одна тонкость связанная с бас-гитарами. Очень часто сигнал с комба на пульт берут с директ-выхода комба. И часто при этом имеются наводки и земленые петли ( гул и шип). И часто на это цинично не обращают внимание. А зря, так как выведенная по громкости до уровня бочки, фонящая бас-гитара, становится самым (а часто и единственнын) источником "мусора" в миксе. Микс получается плоским и утомительным для уха и сразу хочется поддать низа и верха а это только усубляет положение. А виной всему - якобы НЕЗАМЕТНЫЙ фон басовой линии. Если фон не удается устранить, не мучайтесь, поставте микрофон, хоть SURE SM57, все равно будет лучше. 7. С гитарами ни когда не будет особых проблем, если микрофоны которые озвучивают комбики поставить на стойки, а не подвешивать сверху за шнур, привязанный к ручке комбика. Это самое жалкое и убогое зрелище. Звук снимаемый таким образом, не возможно спасти ни чем. На пульте у гитар крайне желательно отрезать низ. Причем, одной только нажатой кнопки "обрезки низа" на пульте, как правило, не достаточно. Отрезайте ручками. Отдельные недогруженные ноты гитар, способны гудеть громче и ниже баса, что тоже очень сильно маскирует дикцию вокалиста. Вы можете сколько угодно весь концерт выруливать бас-гитару и даже отключать ее совсем, и при этом не догадываться, что это гудят гитары. Второе правило,- лучше прибрать на гитарах верх. Зудение гитарных процессоров очень сильно маскирует высокочастотные обертона вокалиста. Можно безнадежно, доставать верх ("дыхание") на вокале, вплоть до появления заводки, но при этом, он попрежнему будет оставаться серединистым и гнусавым на фоне черезчур звенящих гитар. 8. Клавиши,- заводятся на пульт ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ DI-BOX !!! Не пожелейте 30-40$ и проблем не будет. Еще, как правило клавишники- это люди с очень хорошим слухом, и часто им вполне хватет той громкости что пробивается из мониторов. Но все-таки, лучше поставить им отдельный комбик (хоть маленький, хоть гитарный),и послать туда выход с наушников (ПРАВДА ЕСТЬ ТОНКОСТЬ В РАСПАЙКЕ ШНУРА).Но главное показать клавишнику- где на комбе ручка громкости, и попросить его пользоваться ею, чтобы делать звук клавиш на сцене тише или громче, а двигать постоянно в-тихоря туда-сюда выходной уровень инструмента. Всем станет проще жить. 9. Баланс инструментов- самая главная вещь для разборчивости вокала (после хорошей дикции самого вокалиста). Можно его выстраивать следующим образом. Выводите фейдера всех линеек на пульте до "0 ДБ", (одинаково!!!) и на саунд-чеке больше не трогаете. А весь взаимный баланс выстраиваете ручками чувствительности, обязательно контролируя по PFL, чтобы входы, кроме барабанов ни где не перегружались (на барабанах немного допустимо, это чуть-чуть "лимитнёт" их, а искажения вызовут ощущение громкости и склеют их с перегтуженными гитарами, главное не увлекаться этим на дешёвых пультах). Одинаковый уровень всех фейдеров- это тот баланс который всегда легко запомнить, и мгновенно востановить во время концерта, если вдруг вы увлеклись в порыве творческого руления и окончачельно развалили всю картинку. Запас по громкости в этой концепции, имеется на всех инструментах (и конечно же не вокале). Он позволяет вам легко выводить солирующие инструменты и, самое главное взвращать его на место на свои "0 Дб", а это не маловажно!!!! Это архи вахно !!! Если вы выстроили микс " по нулям" на фейдерах музыкально,то это значит ,что и у вас и все входные чувствительности взаимно согласованы, а это значит,что и мониторный микс вы нарулите очень быстро, Выставляя приблизительно одинаковый уровень посылов , ориентируясь на уровень посыла вокального микрофона, который как вы помните уже выставлен при "просвистывании" мониторов. Мониторный микс лучше выстраивать УБРАВ ГРОМКОСЬ ПОРТАЛОВ. Это позволяет вам самим на слух контролировать ситуацию на сцене не полагаясь на "жадность" музыкантов. 10. Если после всех описанных процедур с читаемостью вокала все еще остались проблемы. Сделайте следующее:- включите в разрывы 1-2 подрруппы компрессор (можно в авто режиме) пошлите туда всё (отключив посыл на мастер) и нормально отожмите весь микс, на 3-4 подгруппу также посылается весь микс и немного подмешивается к закомпрессированому, дабы бы восстанавить дефекты компрессии. Если компрессор корректный, то можно это не делать. Вокал отправте и в подгруппы и в мастер секцию. Все это сделает громкость остальных инструментов автоматически зависимой от текущего уровня вокала, при этом сам вокал останется живым и громким. 11. И последнее, если и этого оказалось мало, просто и тупо уберите мастер фейдер, и на столько же поднимите громкость вокала :) (с) Настройка сценических мониторов В концертной работе следует разделять звук в зале и звук на сцене. Несмотря на то, что источником звука являются одни и те же инструменты, звук на сцене следует рассматривать как первичное событие, которое затем интерпретируется звукорежиссером в зале. Организация звука в зале становится возможной благодаря созданию комфортной звуковой атмосферы на сцене. В этом случае, значительная часть работы по созданию звукового баланса в зале выполняется самими музыкантами. Не вдаваясь в специфику работы звукорежиссера в зале, отметим, что настройка звука на сцене должна быть выполнена очень тщательно и в соответствии с методикой, позволяющей эффективно заниматься работой со звуком, а не выполнять пожарные функции по устранению акустической обратной связи и звукового хаоса. Значительную часть настройки мониторной системы нужно выполнять до прихода артистов. Для этого следует разделить технические и художественные функции. Несмотря на большое количество источников звука на сцене и большое количество мониторов, залогом отсутствия акустической обратной связи является калибровка электроакустического тракта мониторов перед тем, как начинать настраивать звучание инструментов и микрофонов в мониторах. Калибровка обеспечит максимальную устойчивость мониторной системы к акустической обратной связи и идентичность звучания инструмента во всех мониторах. В этом случае гарантировано одинаковое электроакустическое усиление тракта всех мониторов, и у вас не останется незамеченным монитор с избыточным усилением на какой-нибудь малозначащей, но «опасной» частоте, а все потенциально опасные частотные коррекции можно будет видеть, окинув взглядом темброблок мониторного микшерного пульта. Конечно, все это справедливо при условии, что не используются микрофоны от трамвая, а вокалист умеет и петь, и слышать мониторы. После проверки прохождения звукового сигнала по электроакустическому тракту каждой мониторной линии можно приступать к технической процедуре линеаризации электроакустического тракта и калибровке чувствительности мониторов. Эта работа требует аккуратности, выполняется по приборам, поскольку требует не слуховых навыков, а понимания установки правильного режима работы. Она может выполняться двумя техниками: один устанавливает измерительный микрофон в точку измерения, а другой находится рядом с анализатором спектра и выстраивает коррекцию мониторных эквалайзеров. Калибровка обеспечит максимальную устойчивость мониторной системы к акустической обратной связи и идентичность звучания инструмента во всех мониторах. Не бросающимся в глаза, однако очень важным качеством тембрально отстроенных мониторов является свойство не конфликтовать друг с другом в борьбе за звуковое пространство, а дополнять друг друга. Артист слышит из соседнего монитора инструмент с таким же тембром, как и из своего. В этом случае отпадает необходимость разгонять громкость своего и подавлять «неправильное» звучание соседних мониторов. Допустим, артисты привыкли к рабочему звуковому давлению, создаваемому монитором на сцене, равному 103 дБ. В этом случае целью калибровки, помимо линеаризации АЧХ, является настройка усиления мониторного тракта таким образом, чтобы для уровня 0 дБ по выходному индикатору каждой мониторной линии пульта каждый монитор обеспечивал рабочий уровень громкости 103 дБ на уровне головы музыканта. Отдельные линии мониторов, например для барабанщика, могут иметь другой рабочий уровень звукового давления. В этом случае, усиление в этой мониторной линии может отличаться от остальных, однако следует сразу устанавливать такое усиление в мониторной линии, чтобы индикатор уровня на выходной линии пульта позволял легко видеть отклонение уровня громкости от нормы. Известны случаи, когда барабанщик, зажатый с двух сторон мониторами, сбрасывал один из мониторов с подставки, чтобы таким образом спасти уши от невнимательной работы мониторного звукорежиссера. Минимальным набором оборудования для настройки является анализатор спектра и конденсаторный микрофон с круговой характеристикой. Лет пять назад для этой процедуры необходимо было иметь аналоговый анализатор спектра стоимостью не менее тысячи долларов. Сейчас для этой цели стало удобнее применять обычный ноутбук, имеющий звуковую карту, линейный звуковой вход и соответствующую программу. В качестве измерительного микрофона подойдет любой конденсаторный или электретный микрофон с круговой диаграммой направленности. Прежде чем приступить к калибровке мониторов, следует убедиться, что внутри пассивного фильтра драйвера не стоит никаких «защит» типа лампочек, которые, в зависимости от подаваемого уровня электрического сигнала, меняют чувствительность драйвера. Настроить такие мониторы невозможно, потому что при уменьшении подаваемого сигнала в таких мониторах поднимается чувствительность драйвера и наступает акустическая завязка. Двадцать лет назад с такой удивительной «защитой» нас познакомила фирма Dynacord. Цель технической процедуры настройки — калибровка мониторных трактов на рабочий уровень звукового давления 103 дБ. При подаче на выход каждой мониторной линии пульта розового шума уровнем -20 дБ звуковое давление мониторов в точке измерения должно составить 83 дБ. АЧХ мониторов должна быть линеаризована с точностью 1 дБ для каждой трети октавы в полосе частот 80…12000 Гц. Перечень работ, выполняемых для каждого монитора: Напротив монитора устанавливается микрофон на высоте примерно 1,5 метра (на уровне головы артиста). С помощью генератора розового шума выстраивается линейная АЧХ в рабочем диапазоне монитора (не нужно задирать уровень низких и высоких там, где монитор уже не работает). Должна получиться линейная характеристика в диапазоне не менее 80…12000 Гц. Отдельные глубокие провалы не нужно вытягивать — причиной провала может быть интерференция, а, значит, где-то в другом направлении может получаться пик. Калибруется звуковое давление. При подаче в мониторную линию розового шума с уровнем -20 дБ от номинального звуковое давление мониторов в точке замера должно составлять примерно 83 дБ. Это означает, что при подаче в мониторную линию сигнала рабочим уровнем 0 дБ (по индикаторам уровня пульта), монитор обеспечит рабочее звуковое давление 103 дБ. При настройке мониторов, «страдающих» интерференцией (например, для вокалиста установлена пара параллельно включенных мониторов), следует повторить замеры АЧХ для рядом расположенных позиций и прибрать пики, выделяющиеся более чем на 3 дБ относительного среднего уровня. Результатом такой коррекции может стать неровная АЧХ, однако это плата за установку рядом двух мониторов, звуковые волны которых складываются столь неблагоприятным образом. Хорошей практикой будет такой разворот мониторов, чтобы в зоне сложения звука от двух мониторов оси мониторов смотрели чуть в сторону, и, таким образом, уровень возникающих в результате интерференции пиков не достигал опасного уровня. Звук из мониторов должен быть сухим, с сознательной нехваткой низких частот. При включении всех мониторов и порталов уровень низких частот на сцене восстановится до нормального. Результат настройки. Для всех мониторов выстраивается одинаковая АЧХ и (за редким исключением) одинаковое усиление. Инструмент или голос отовсюду должен звучать одним тембром. Допускается чуть более «мясистый» звук из прострелов и барабанного монитора. Художественная часть настройки осуществляется с помощью мониторного пульта, при этом настройки эквалайзеров мониторных линий не трогаются. Тембр инструмента выстраивается на входной ячейке мониторного пульта. Инструмент звучит одинаковым тембром из всех мониторов. Коррекция тембра по выходу мониторной линии, как правило, не требуется. После настройки баланса инструментов для каждой линии мониторов общий уровень мониторного микса подстраивается мастером-фейдером мониторной линии пульта. Эта процедура настройки великолепно работала с 1994 по 1997 годы в компании Silence Pro, и позволяла в течение получаса настраивать в среднем от 10 до 14 мониторов до прихода артистов. Мониторы были с драйверами Peavey 44T и двумя 12" динамиками, включенными в bi-amp, усилители обеспечивали 200 Вт для верхней и 700 Вт для низкой полосы. Никогда на концерте не случалось завязок, а настройка звучания инструментов происходила очень быстро, потому что запас устойчивости не ограничивал мониторного звукорежиссера ни по громкости, ни по тембру. Для получения акустической завязки нужно было специально направить микрофон прямо в монитор. Очень полезно в линию PFL включить анализатор спектра. Это позволит при настройке тембра освободить уши от рутинной работы и контролировать во время концерта режим работы мониторов по прибору. Важное примечание: вне зависимости от калибровочной кривой, по которой выстраивается АЧХ мониторов (в описанном примере это горизонтальная линия), результирующая коррекция инструментов определяется на мониторном микшерном пульте. Если же вдруг оказалось, что на всех входных ячейках подняты или убраны одни и те же частоты, то это значит, что следует поменять калибровочную кривую. В этом случае общую для всех каналов пульта коррекцию лучше заложить в калибровочную кривую. Последние несколько лет стали популярными In-Ear мониторы, которые требуют иного подхода. Однако и в этом случае разделение задачи на техническую и художественную части только ускорит настройку. Калибровка мониторов — залог доверия к настройкам микшерного пульта и уверенность в качестве работы системы. Источник: Pinspot.RU Работа звукорежиссера с живым звуком в корне отличается от студийной работы. Мне довольно часто приходилось наблюдать, как студийные звукорежиссеры, приходя с музыкальной группой на концертную площадку, сразу же сталкиваются с множеством проблем, про которые они раньше только слышали, а может и не слышали вовсе. Поэтому часто случается так, что даже старые опытные звукорежиссеры, проработавшие на студии не один десяток лет, просто-напросто теряются и передают бразды правления (микшерный пульт) в руки штатного звукорежиссера или техника. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих при работе с живым звуком и о том, как их можно избежать. В качестве примера будет приводиться работа на малой концертной площадке, так как именно на таких сценах (клубы, рестораны, казино, караоке-бары) работать обычно сложнее всего. Работа с живым коллективом обычно делится на два этапа. Это настройка звука (sound check) и, собственно, само концертное выступление. Настройка, как это ни странно, занимает иногда намного больше времени, чем сам концерт. Во время настройки на плечи звукорежиссера ложиться вся ответственность за будущий звук, начиная от состояния инструментов, и заканчивая звуком в мониторах. В каком-нибудь клубе или ресторане, настройка обычно происходит в присутствие большего количества посторонних людей, это иногда очень мешает, так как эти люди пришли отдохнуть и могут кричать, буянить, петь и так далее. Ни в коем случае не стоит обращать на это внимание, ведь вам платят за работу и вы должны ее делать, а обо всем остальном позаботится администрация. При работе с каким-нибудь именитым музыкальным коллективом, вам конечно будет выделено отдельное время для настройки, когда кроме вас и музыкантов рядом никого не будет, но когда для музыкантов музыка является не основной профессией, они редко могут выкроить отдельное время для саунд чека и настройка звука происходит перед концертом в предельно сжатые сроки. Вот здесь как раз и всплывает первое отличие, которое вводит звукорежиссеров студийников в ступор. У вас ограничено время! Если на студии вы можете лениво пробовать то или иное действие, применять обработки, если не понравится их убирать, в перерывах попить чайку или кофе и подумать о природе звуковых явлений, то здесь, на концертной площадке у вас есть пять человек музыкантов и тридцать минут времени, за которые вы должны из них сделать полноценно звучащий музыкальный коллектив. А если не успеете, или успеете, но плохо – то вы плохой звукорежиссер, и в следующий раз они позовут другого на ваше место. Теперь поговорим о самой настройке, о том, что нужно делать и какие проблемы могут возникнуть. Если вы работаете с конкретной группой, вам нужно приучить их к тому, что во время саунд чека вы самый главный для них человек, они просто обязаны беспрекословно вас слушаться. Если вы сразу об этом договоритесь, то вы сэкономите огромное количество времени и нервов, которые тратятся на вызывание на сцену бас-гитариста, который пошел пить пиво в соседний ларек во время настройки звука. Если вы говорите, что настраиваются барабаны, остальные молчат, то барабанщик выполняет ваши команды, а остальные МОЛЧАТ! Не разыгрывается пианист, не распевается певица, и гитарист не настраивает комбик. Все ждут своей очереди. Дисциплина в концертной практике очень важна. Следите за состоянием инструментов. Бывает так, что музыкант по забывчивости, из-за лени или отсутствия средств, а может просто потому, что он творческая натура и все мирское ему чуждо, играет на одних и тех же струнах по пол года. Объясните ему, что это негативно влияет на звук инструмента (гитары или бас-гитары), что струны желательно менять каждые две-три недели, что они растягиваются и так далее. Если у барабанщика мятый пластик, то пластик нужно поменять, фонит комбик – проверить шнур, чаще всего проблема в нем, скрипит педаль большого барабана – нужно смазать. Подсказывая музыкантам, казалось бы, такие очевидные вещи, работая с ними не только как техник, но и как человек, вы заслужите уважение к себе от членов группы, и хороший качественный звук самих инструментов на протяжении долгого времени. Следующая неожиданность, с которой обычно сталкиваются звукорежиссеры, приходящие на концертную площадку из студии звукозаписи – это то, что регуляторы GAIN микшерного пульта очень редко используют на полную. Так как эта регулировка отвечает за чувствительность канала, то подключая к этому каналу микрофон или какой-либо акустический инструмент, его редко выкручивают больше половины, иначе микрофон просто напросто начинает «заводиться». Причем регулятор GAIN в этом случае отвечает именно за чувствительность микрофона, и вам нужно будет поработать с вокалистом и подобрать наилучшее значение этого параметра, чтобы вокалисту было удобно работать с микрофоном, а он, в свою очередь, не «заводился». Порядок настройки инструментов в принципе, произвольный. Никаких табу на этот счет не существует. Но существуют негласные правила, по которым обычно настраиваются инструменты. Я, и многие другие звукорежиссеры следуют именно этому правилу. Вначале настраивается ритм секция. Это обычно барабанная установка, перкуссия, бас гитара, потом аккомпанирующие инструменты, после этого солирующие инструменты, и последними строятся лидер-вокал и бэк-вокалы. Каждый инструмент сначала отстраивается отдельно, после чего -вместе с другими инструментами, причем нередко происходят ситуации, когда один из предыдущих инструментов приходится отстраивать заново из-за их частотной несовместимости. Давайте теперь подробно разберем настройку каждого инструмента отдельно. В качестве примера возьмем самый распространенный состав современной музыкальной группы, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара (пусть будет акустика), соло-гитара, клавиши, лидер-вокал и два бэк-вокала. Барабанная установка В отличие от студии звукозаписи, на концертной площадке мы не окружаем барабаны микрофонами со всех возможных сторон. На малой концертной площадке обычно используют по одному микрофону на каждый барабан, один на Hi-Hat, и два Overhead для озвучивания тарелок. Существуют специальные наборы микрофонов, позволяющие озвучить стандартную барабанную установку на концертной площадке. Для большого барабана микрофон обычно располагают в отверстии наружного пластика, малый барабан и томы - цепляют на обручи самих барабанов, для хай-хета ставят сверху, а оверхеды устанавливают стандартно над всей кухней. Если вам попалась нестандартная барабанная установка, (некоторые барабанщики играют на двух малых барабанах, вешают ковбеллу на бочку или тамбурин на хай-хет) то отдельные элементы этой установки нужно будет подзвучить отдельно. Прежде всего, надо хорошо настроить сами барабаны, как рабочие пластики, так и резонаторы. Хороший барабанщик сделает это без труда, но в процессе настройки звука, вы можете немного подкорректировать его настройку барабанов, если уверены, что общий звук бэнда от этого будет в выигрыше. Для настройки большого барабана, малого барабана и томов, вам возможно понадобится компрессор и гейт. Компрессор сделает звук большого барабана плотным, и не даст малому неожиданно «выстреливать» и перегружать канал пульта, а гейт очень хорошо убирает длинные «хвосты» томов и делает их звук резким и отрывистым. Но на самом деле все настройки – дело вкуса. Быть может вам нравится бухающая бочка без высоких частот и долго «поющие» томы. Главное, чтобы ваше видение музыки совпадало со вкусом музыкантов и слушателей… Настроив отдельно каждый барабан, вы просите барабанщика поиграть на всей установке. Здесь возможно нужно будет сделать некоторые корректировки. Добились хорошего плотного звука всей установки, каждый барабан слышно отчетливо, никаких лишних призвуков и «грязи» нет. Молодцы! Барабанщика отпускаем и переходим к настройке бас-гитары. Бас-гитара Как всегда первое, что вам нужно сделать - это проверить общее состояние инструмента. Новые ли струны, исправен ли шнур, соединяющий гитару и комбик, и только после этого переходить непосредственно к настройке звука. Сначала басист сам настроит комбик, как ему нужно. В основном используются комбики с одним 15-ти или 18-ти дюймовым диффузором. Такие комбики обладают глубоким низким звуком и хорошо подходят для больших концертных площадок. Дело в том, что длина волны низкочастотных волн довольно большая, например у звуковой волны, частотой 60 Гц, длина волны около семи метров, то есть, чтобы услышать полноценный звук бас-гитары из такого комбика, от него придется отойти на достаточно большое расстояние. Поэтому для малых концертных площадок, где басист находится практически вплотную к комбику и не имеет возможности перемещаться по сцене, целесообразнее использовать специальные кабинеты, состоящие из нескольких 10-ти или 8-ми дюймовых динамиков. Такие комбики обладают довольно плотным низким звуком и хорошо «читаются» как вблизи, так и вдали от них. Теперь вам нужно определиться каким образом вы будете снимать звук с комбика. Это можно сделать микрофоном, а можно снять звук параллельно с помощью дибокса. Лично я бы рекомендовал второй вариант, так как это позволит вам работать с чистым звуком бас-гитары, неискаженным настройками комбика. В процессе настройки может пригодится компрессор, чтобы сделать звук бас-гитары гуще и плотнее. Но опять же, все зависит от вкуса и стиля музыки, с которой работаете. После настройки бас-гитары, снова пригласите на сцену барабанщика и попросите их поиграть вместе. На этом этапе могут возникнуть некоторые проблемы. Возможно, что звук бас-гитары будет маскировать звук некоторых барабанов. Исправить эту проблему можно внеся некоторые корректировки в частотную характеристику одного или другого инструмента. Теперь добейтесь оптимального баланса между барабанами и бас-гитарой, они должны звучать не как два отдельных инструмента, а как одно целое, плотно и густо. Настроив ритм-секцию, мы переходим к остальным инструментам. В принципе, их порядок не так важен, но все-таки желательно отстроить сначала аккомпанирующие инструменты, а только после - солирующие. Клавиши В качестве клавишного инструмента чаще всего используется синтезатор или MIDI-клавиатура. В основном играют на звуках фортепиано, органа, электропианино, скрипках, но звуки могут быть любыми. Настраивать клавиши особо не надо, надо только отрегулировать их уровень на пульте, и если надо, немного подкорректировать низкие и высокие частоты, хотя обычно и этого не требуется. Попросите клавишника поиграть на всех звуках, которые он будет использовать во время концерта. Очень важно, чтобы они были примерно одинакового уровня, так как в противном случае для вас будет неожиданностью, когда во время концерта вдруг «выстрелит» какой-нибудь орган, который в два раза громче, чем пианино. Отстройте уровень клавиш в порталах, в мониторе для клавишника и можете отпускать его с миром. А у нас на очереди ритм-гитара. Акустическая гитара (ритм-гитара) Как всегда, проверяем инструмент, тщательно его настраиваем, проверяем кабель и только после этого приступаем к настройке звука. Звук акустической гитары достаточно широк по частотному диапазону, но весь диапазон совершенно не нужен. Так как это не сольный гитарный концерт, а акустическая гитара выполняет роль ритм-гитары, то для самое главное, чтобы звук гитары был читаемым и не на первом плане. Используя широкий и богатый звук акустической гитары, вы рискуете его потерять в общем звучании ансамбля, и добавление громкости на микшере эту проблему не решит, а только прибавит общему звуку мутности и грязи. Поэтому частотный диапазон гитары нужно принудительно сузить. Я обычно срезаю низкие частоты и добавляю высоких, в этом случае гитара как сольный инструмент звучит неестественно, но в общем миксе очень хорошо читается и четко отслеживается ее ритм. Проделывая такие операции, не стоит забывать, что есть еще и гитарист, у которого свои понятия о звуке, поэтому настраивая звук акустической гитары в его персональном мониторе, следуйте его желаниям, чтобы получить наиболее приятный звук для самого музыканта. Работая с монитором не забывайте, что гитара – акустический инструмент - может возникнуть обратная связь и гитара «заведется». Чтобы этого избежать без ущерба для звука в мониторе, обычно используют специальные заглушки, которые закрывают отверстие в деке гитары. Соло-гитара С электрогитарой все иначе. В качестве источника звука используется комбик, звук которого обычно снимают микрофоном или несколькими микрофонами. Если не знаете, какой микрофон использовать, то возьмите Shure SM57, этот микрофон стоит недорого и достаточно часто используется для подзвучки гитарного комбика во время концертов, он хорошо передает насыщенность звука гитарного комбика и практически не искажает его частотную характеристику. Звуком гитары обычно занимается сам гитарист, он достаточно тщательно настраивает комбик и свои примочки так, чтобы звук стал именно таким, какой и должен быть. От звукорежиссера в этом случае требуется только немного подкорректировать звучание гитары в порталах, то есть сделать так, чтобы звук гитары в порталах не отличался от звука из комбика. Эффектами на гитаре обычно управляет сам гитарист, но бывает так, что гитара в общем звучании бэнда звучит сухо, в этом случае можно немного добавить эффекта реверберации или эха. Лично я люблю пользоваться коротким дилэем, он немного отдаляет гитару от слушателя и делает ее звучание более глубоким, особенно это актуально на медленных композициях. После настройки всех инструментов, вызовите на сцену всех музыкантов, и попросите сыграть вместе композиции разных темпов и громкостей. На этом этапе нужно определиться с балансом инструментов, их панорамным расположением в звуковой картине, возможно придется сделать некоторые изменения в настройке того или иного инструмента, включить в канал динамическую обработку или добавить реверберации. Если вы находите динамический диапазон музыкального коллектива слишком широким, можете включить компрессор на порталы, хотя на малых концертных площадках, где слышен звук со сцены, это в редких случаях может пригодиться. Отстроив звук всего коллектива, переходим к отстройке вокала. Лидер-вокал Для лидер-вокала очень хорошо иметь отдельный, качественных предусилитель. Если это будет ламповый предусилитель, то звучание вокала будет намного насыщенней и искристее. Некоторые дорогие транзисторные модели тоже позволяют получать улучшенное звучание вокала. Обычно в такие предусилители включены полный параметрический эквалайзер и компрессор, так что можно настраивать вокал только на предусилителе, не затрагивая канал пульта. Отстроив звучание вокала в порталах, переходите на мониторы. Вот тут-то и начинаются все проблемы, которые обычно присутствуют на малых площадках. Если все до начала отстройки мониторов звучало отлично, то теперь звук из мониторов начинает «лезть» в микрофон. Из-за малой площади сцены, мониторы нельзя расположить на должном расстоянии от вокалиста, а при расположении вплотную, микрофон начинает «заводиться», приходится делать монитор тише, но тогда вокалист перестает себя слышать. Самый лучший выход – это снабдить вокалиста ушным монитором, это скрытый наушник, через который вокалисту можно настроить необходимый ему баланс инструментов. Но если возможности использовать ушной монитор нет, то неизбежно приходится задействовать отдельный эквалайзер для мониторной линии. Часто концертные звукорежиссеры носят с собой портативный прибор, позволяющий делать различные акустические замеры: АЧХ, противофазу, звуковое давление и тому подобное. Этот прибор часто облегчает работу звукорежиссеру во время возникновения неожиданных проблем. Например, если заводится микрофон, с помощью этого прибора можно быстро определить частоту, на которой происходит детонация и убрать ее на эквалайзере. Постепенно с опытом начинаешь определять частоты на слух, и прибор уже не нужен. Из-за близкого расположения монитора к микрофону, детонация происходит на многих частотах, все их приходится вырезать на эквалайзере, и частотный спектр вокала в мониторе сильно обедняется. Это делает звук в мониторе очень неприятным для вокалиста, которому очень важно себя слышать, и чувствовать себя на сцене комфортно. Здесь нужно искать золотую середину между громкостью монитора и его частотной характеристикой. Возможно, придется переместить монитор подальше от вокалиста, сделать небольшую перестановку на сцене, ведь от обеспечения комфорта всем музыкантам зависит успех выступления. Бэк-вокалы Настройки бэк-вокалов практически не отличаются от настроек лидер-вокала. Конечно, они меньше значимы и имеют меньший приоритет, чем основной вокал, но это ни в коем случае не значит, что они заслуживают меньше внимания. Уделите особое внимание читаемости и прозрачности звука бэков. Во время выступления бэк-вокалы обычно отстраивают так, что они скорее угадываются, чем ощутимо звучат, но их присутствие делает звук насыщеннее, богаче обертонами и в целом красивее. У бэков может быть и другое назначение, например, они проговаривают значимую фразу, которая должна быть услышана. В этом случае, естественно, нужно донести ее до слушателя, и сделать звучание вокала соответствующим. После того, как вы отстроили звучание бэнда со всеми вокалами в порталах, можно приступить к отстройке мониторов. На больших концертных площадках этим обычно занимается мониторный звукорежиссер, но на малых сценах концертный звукорежиссер обычно отвечает и за звук в зале, и за звук на сцене. В идеале, у каждого музыканта должен быть хотя бы один персональный монитор и еще должна быть пара мониторов, расположенных по бокам сцены (они называются прострелами). Прострелы нужны для того, чтобы все музыканты слышали общую звуковую картину. Внимательно выслушайте требования музыкантов к звуку в мониторах, и под их диктовку настройте баланс инструментов в каждом персональном мониторе отдельно, после чего настройте общую картину в прострелах. На малой концертной площадке звук из мониторов обычно сильно влияет на общий звук в зале, поэтому после отстройки мониторного звука, еще раз проверьте общее звучание в зале и сделайте, если нужно, необходимые корректировки. На этом этапе с настройкой звука можно закончить, но не забывайте, что вы настраивали звучание группы в пустом зале. Когда зрительский зал наполнится, звук неизбежно измениться, так как зрители – очень хороший поглотитель звуковых волн. Будьте готовы к тому, что звук в зале станет немного глуше и тише, а музыканты непременно потребуют увеличения громкости мониторов. Во время настройки музыканты слышали «отдачу» от пустого зала, отражения от пола и стен. Когда же зал наполнится людьми, отражения от пола и от некоторых других поверхностей практически полностью исчезнут, и это нужно будет компенсировать увеличением громкости мониторов. К слову, микрофоны в полном зале заводятся тоже меньше. Если вы работаете на большой сцене и расстояние между порталами и бэк-лайном (барабаны, комбики) больше семи метров, то некоторые инструменты придется подключать к линии задержки. Дело в том, что если разность хода звуковых волн превышает семь метров, то на слух ощутима задержка, то есть звук будет немного дробиться. Часто это происходит с малым барабаном. Так как малый барабан подзвучивается микрофоном, а этот звук выходит через порталы, то он первым доходит до слушателя, а через некоторое время до слушателя доходит со сцены «живой» звук малого барабана. На слух это воспринимается, как короткий повтор, как будто по барабану ударили 2 раза вместо одного. Чтобы избежать этого явления, учитывая расстояние между порталами и барабаном, в специальный процессор на канал малого барабана устанавливают задержку, чтобы «живой» звук барабана и звук его из портала доходили до слушателя одновременно. То же самое относится к другим громким излучателям, расположенным далеко от порталов (гитарные комбики, различная громкая перкуссия, тарелки и т.п.). Выступление Теперь давайте перейдем к выступлению. Звукорежиссер обязан очень хорошо знать материал музыкального коллектива, с которым он работает. Зная материал, вы сможете вовремя вывести микрофоны, когда вступают бэк-вокалы, в нужный момент обработать вокал или какой-либо инструмент эффектом и так далее. Во время выступления звукорежиссер так же должен следить за знаками музыкантов, если вдруг надо добавить или убрать громкость монитора, и за техническим состоянием оборудования. Под рукой всегда должны находиться хотя бы по одному резервному кабелю разных типов, так же резервные микрофоны и ди-боксы. Бывает, неожиданно на сцене ломается микрофон, начинает фонить кабель или просто, по непонятным причинам, пропадает сигнал в канале пульта. Вы всегда должны быть готовы оперативно отреагировать на поломку, найти ее причину и устранить, и сделать это надо как можно быстрее. Не забывайте в паузах убирать обработку с вокала, ну и поддержание нужного баланса на протяжении всего выступления – это основная обязанность концертного звукорежиссера. Придя в первый раз на концертную площадку, вы, даже зная все, что необходимо знать, не сможете все сделать идеально. Потому что знать – это одно, а уметь – это совсем другое. Многие вещи приходят только с опытом. Со временем вы перестанете паниковать при возникновении неисправности во время выступления и сможете легко найти ответ на любой вопрос. Только с опытом вы сможете быстро и профессионально настраивать музыкальные группы разной сложности, оперативно реагировать на все обстоятельства и создавать красивые звуковые картины. Научившись всему этому, вы станете хорошим, уважаемым и востребованным звукорежиссером. Источник: http://pz-rec.ru/stati/kategoriya_statey_2/rabota_zvukorejissera_s_jivyim_zvukom_v_usloviyah_maloy_kontsert |
Комментариев нет:
Отправить комментарий